Скоро мы отправимся на прогулку по Коломне, и, как обычно, времени не хватит, чтобы рассказать обо всех интересных местах, включая предшественника Мариинского театра — наш маршрут очень насыщен. А ведь как хотелось бы…
В 1844 году в Петербург с гастролями приезжает цирковая труппа под руководством антрепренера и артиста Рудольфа Гверры.
«Северная пчела» и «Русский инвалид» писали о них с восхищением. Итальянские цирковые номера пользовались огромной популярностью.
На рекламном плакате цирка Гверра изображен в образе римлянина, стоящего на коне. На арене он исполнял в этой позе арию из оперы Гуго, играя на флейте.
Клоун, облаченный в лошадиное туловище, пародировал наездников высшей школы верховой езды, прыгая сквозь кольцо и умудряясь при этом менять мужской костюм на женский. Наездницы-танцовщицы демонстрировали акробатику, прыгая через шарфы, а 17 всадников выполняли сложные перестроения в групповых маневрах.
Рудольф Гверра получил разрешение на строительство деревянного цирка на берегу Крюкова канала.
Конные пантомимы, мимические сцены, турниры, греческие и римские игры внесли в жизнь столицы новый импульс. Позже деревянное здание заменили казенным каменным театром-цирком, который к 1849 году построил Альберт Кавос.
Работы заняли всего 1,5 года. Проект поражал своим масштабом! В центре здания располагался манеж, который отделялся от большой сцены порталом. В зал вели коридоры в форме полукругов, а проходы вокруг сцены и с двух сторон от портала были предназначены для выезда лошадей.
Зрительный зал впечатлял своей роскошью: белые с позолотой лепные украшения, живопись, пунцовые бархатные драпировки, изготовленные на Императорской шпалерной мануфактуре…
Театр-цирк принимал лучшие европейские цирковые труппы, но к концу года однообразные программы стали утомлять публику. Тогда начали проводить представления с участием драматических артистов Александринского театра и даже оперные спектакли. В 1856 году именно здесь состоялась премьера оперы Александра Даргомыжского «Русалка».
Через 5 лет цирковые представления прекратились окончательно, а спустя еще 4 года театр-цирк сгорел! Решили его не восстанавливать.
«По проекту архитектора Кавоса, если использовать уцелевшие после пожара стены, коридоры и лестницы, то на месте театра-цирка можно построить удобный оперный театр, который будет шире Большого Московского, но короче его на 2 аршина».
Так в столице появился Мариинский театр. Но это уже другая история…
На прогулке по петербургской Коломне нас ждет много интересного, разговор будет долгим. Но этим нас не испугаешь)) А если устанем или замерзнем — сделаем перерыв на чай!
Присоединяйтесь — будет интересно! И обязательно одевайтесь по-зимнему, иначе рискуете ничего не услышать))