Как итальянцы строили Петербург
Практически в самом центре Петербурга, на пересечении Итальянской и Караванной улиц есть маленькая площадь. Сначала она называлась Михайловской, потому как соседствует с Михайловским манежем, который в свою очередь обязан названием Михайловскому замку. Некоторое время пространство называли Караванной площадью, но в 1866 году присвоили название Манежной. Сегодня центр небольшой территории — одно из красивейших мест Петербурга: сквер, фонтан, скамейки. Именно тут очень просто размышлять и вспоминать об истории города.
Причина в том, что с 2003 года на Манежной площади установлены скульптуры архитекторов из Италии, которые придавали Петербургу его облик. Бюсты на 300-летие града Петра подарили правительство Италии и администрация побратима Петербурга — Милана.
Кто же эти люди?
Франческо Бартоломео Растрелли
Франческо Бартоломео Растрелли, талантливый архитектор итальянского происхождения, прибыл в богатый и прогрессивный Петербург в начале XVIII века, сопровождаемый своим отцом, известным скульптором Карло Растрелли. Отец заключил контракт на 3 года с Его Императорским Величеством, и так началась их совместная работа в России.
Кстати, одно из самых знаменитых произведений Карло Растрелли, первый конный памятник Петру I, было установлено неподалеку от того же Михайловского замка.
Франческо Бартоломео Растрелли быстро достиг признания и стал известным архитектором. Он строил для Анны Иоанновны и ее официального фаворита, герцога Бирона. Но с наибольшим размахом его творчество раскрылось во время царствования Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Именно в этот период процветало елизаветинское барокко — стиль, в котором творил Растрелли.
Большой Петергофский дворец, Екатерининский дворец в Царском селе, Зимний дворец — это только некоторые примеры. Его талант также проявился в создании таких прекрасных сооружений, как ансамбль Новодевичьего (Смольного) монастыря, включающий великолепный собор Воскресения Христова. Сегодня площадь перед ним именуется в честь Растрелли.
К сожалению, карьера Растрелли подошла к концу, когда к власти пришла Екатерина II, не одобрявшая барочный стиль. Архитектор был уволен и покинул Россию, уехав в Митаву, где прожил остаток своей жизни.
Антонио Ринальди
Антонио Ринальди, соотечественник Растрелли, заменил его на посту главного архитектора. Он работал при Малом дворе, возводя Китайский дворец для будущих Петра III и Екатерины II. Ринальди являлся мастером в работе с искусственным камнем и имел свою бригаду мастеров, которые выполняли его заказы. Он также создал Большой Гатчинский дворец и Мраморный дворец для графа Орлова. По его проектам были построены третий Исаакиевский и Князь-Владимирский соборы.
Однако во время строительства Большого Каменного театра на Театральной площади, Ринальди получил травму, упав с лесов. После этого инцидента он подал в отставку и покинул Россию, отправившись в Рим.
Джакомо Кваренги
Джакомо Кваренги родом из знаменитого городка Бергамо на севере Италии был не только архитектором, но и художником. Он обучался в Риме и был приглашен в Россию работать по контракту во время правления Екатерины II. Подобно Петру I, Екатерина II имела своих агентов в Европе, которые приглашали талантливых мастеров на работу в Россию.
Кваренги не был наставником, но оставил после себя великолепные работы: Академию наук и Эрмитажный театр, дворец князей Юсуповых на Садовой улице и Александровский дворец в Царском селе, Конногвардейский манеж и Смольный институт.
Во время войны с Наполеоном король Италии приказал всем итальянцам вернуться на родину. Кваренги не подчинился приказу, поэтому был приговорен к смертной казни и конфискации имущества. Однако он не очень переживал по этому поводу и жил счастливо в России еще 37 лет, уйдя из жизни в 1817 году.
Карл Иванович Росси
Карл Иванович Росси, или Карло ди Джованни Росси, родился в Италии. В детстве приехал в Россию вместе со своей матерью и отчимом, известными балетными танцорами. Он учился в Петришуле, школе при храме святых Петра и Павла, а затем стал помощником архитектора Винченцо Бренны при строительстве Михайловского замка.
Гениальный Карл Иванович Росси запечатлел свое имя в истории, создав ансамбли всех центральных площадей Петербурга: Дворцовую площадь с зданием Главного штаба, Сенатскую площадь с Сенатом и Синодом, Театральную площадь с Михайловским дворцом, и Александринскую площадь (ныне площадь Островского) со великолепным театром.
И это только малая часть работы великого архитектора!
Несмотря на высокую востребованность и постоянную занятость, Росси всегда испытывал финансовые трудности. С большой семьей и любовью к роскоши ему не оставалось другого выбора, как сдавать в аренду свою ложу в Александринском театре. Архитектор похоронен в Петербурге, в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Это всего лишь 4 краткие истории из богатых хроник Петербурга. А сколько еще невероятных историй скрывается за его стенами!