Петербург в стихах. Что поэты писали о городе и его местах . Попутчики - экскурсии по Санкт-Петербургу

Экскурсии:

Петербург в стихах. Что поэты писали о городе и его местах

Петербург в стихах. Что поэты писали о городе и его местах

Многочисленные поэты и писатели неоднократно обращались к теме Петербурга. В русской литературе и в сознании общества Петербург с самого начала рассматривался не только как город и новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего.

Для русской литературы тема Петербурга, города, который связал Россию с Европой, стала уникальной и важной. Одновременно в сознании писателей и некоторых значимых исторических деятелей Петербург уже на рубеже XVIII — XIX веков стал явным примером противоречий в историческом развитии страны. Возможно не первым, но точно самым важным поэтом того времени, писавшим о северной столицы был Александр Сергеевич Пушкин. 

Петербург Пушкина

В первой же главе «Евгения Онегина» появляются картины жизни в Петербурге в 1810-х годах. Поэт воссоздает атмосферу высоких дум, духовности и надежд: в тексте использована лексика эпохи, имена и слова, связанные с совершенно конкретными ассоциациями: «вольность», «гражданин», Адам Смит, Руссо, Байрон, «охлажденный ум», «свобода»… 

Вместе с тем отличительной чертой пушкинского образа Петербурга является противоречивость столичной жизни, двойственность вызываемых городом чувств:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит…

Снова пишет о городе поэт в «Медном всаднике». В действиях Петра Великого Пушкин видел прежде всего проявление исторической логики. Для него первый российский император был не просто «великим человеком», а великим деятелем. Поэма начинается с описания Петра и его идеи создания города «на берегу пустынных волн» Невы. Пушкин изображает светлые картины северной столицы, гордо и неуклонно стоящей у моря, так же неуклонно, как Россия. Творец знакомит нас с белыми ночами Петербурга. Прекрасна не только его архитектура и Нева, но и природа, которая, так же как и сам город, создан человеком и для человека, благоприятствует творчеству. Вместе с тем Пушкин явно выражает свое восхищение великим городом России. И это чувство, закладывая все оттенки в картине, усиленно повторением слова «люблю»:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный…  

Петербург Ахматовой 

Иначе смотрит на город поэтесса Анна Андреевна Ахматова. Для нее Санкт-Петербург имел особое значение и со временем менялся. Детство Ахматовой прошло в Царском Селе, поэтому ее первые стихи о городе были трогательными и нежными.

Снова виден Исаакиевский величественный храм,

Изготовленный из литого серебра.

С конечностями, заторможенными волнением,

Торопится конь Великого Петра.

Ветер, стоящий и суровый,

Сметает гарь с черных труб…

О, своей новой столицей

Государь недоволен.

Мое сердце бьется ровно, умеренно.

Какие прекрасные годы!

Ведь под аркой на Галерной

Наши тени остались навсегда.

Сквозь опущенные веки

Вижу, вижу, что ты со мной,

И в твоей руке навсегда

Неоткрывшийся веер мой…

Меняется настроение у поэтессы, когда трое ее близких людей подвергаются репрессиям: первый муж, Николай Гумилев, расстрелян в 1921 году, уже после развода; третий муж, Николай Пунин, трижды арестован и умирает в лагере в 1953 году; единственный сын, Лев Гумилев, проводит в заключении в течение более 10 лет, в 1930-1940-х и 1940-1950-х годах.

Горе жен и матерей «врагов народа» было запечатлено в одном из важнейших произведений Ахматовой — поэме «Реквием». Однако Анна Ахматова не жалуется и продолжает любить свой родной город, вынося все трудности жизни с достоинством. Третьей интонацией в ее творчестве становится блокадный Ленинград. Ахматова искренне сочувствует своему любимому городу, рассматривая его как дорогого человека, и вместе с ним борется за жизнь и победу.

Сзади Нарвские были ворота,

Впереди была только смерть…

Так советская шла пехота

Прямо в желтые жерла «Берт».

Вот о вас и напишут книжки:

«Жизнь свою за други своя»

Незатейливые парнишки —

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, —

Внуки, братики, сыновья

Петербург Бродского

Иосиф Бродский родился в семье ленинградских интеллигентов.  В 1961 году Бродский выпустил поэму «Петербургский роман», в которой он полностью передал свои чувства к этому городу, который стал для него символом любви, дружбы и молодости.

Разъезжей улицы развязность,

торцы, прилавки, кутерьма,

её купеческая праздность,

её доходные дома.

Петербург для Бродского — живое существо, с которым он всегда хочет быть на одной волне. В этом городе поэт видит отражение самого себя. Становится ясным для него ответ на вопрос, где ему умирать, ещё в 22 года, когда он создает «Стансы». Это поэтическое произведение становится своего рода завещанием самого поэта.

Ни страны, ни погоста

не хочу выбирать.

На Васильевский остров

я приду умирать.

Твой фасад темно-синий

я впотьмах не найду.

между выцветших линий

на асфальт упаду.

И душа, неустанно

поспешая во тьму,

промелькнет над мостами

в петроградском дыму,

и апрельская морось,

над затылком снежок,

и услышу я голос:

— До свиданья, дружок.

Благодаря этим строкам родится шутливая полудневниковая запись у другого петербуржца, писателя и эмигранта Сергея Довлатова: «знакомый спросил у Грубина: — Не знаешь, где живет Иосиф Бродский? Грубин ответил: — Где живет, не знаю. Умирать ходит на Васильевский остров».

Одно из самых тяжелых воспоминаний Бродского связано с его пребыванием в Психбольнице №2. В 1964 году суд решил отправить его туда. Поэт провел в больнице три недели и считал это время самым трудным в своей жизни.

Среди ночи его могли погрузить в ледяную воду, завернуть во влажное одеяло и посадить рядом с радиатором. Такой метод пыток часто применялся в СССР и назывался «укрутка». Из этого опыта родилась поэма «Горчаков и Горбунов», действие которой происходит именно в психиатрической больнице.

Скажи мне, Горчаков

а что вам, ленинградцам, часто снится?

«Да как когда… Концерты лес смычков,

Проспекты, переулки. Просто лица».

«Да этот сон сильней моих зрачков!»

«Ну что ты? Часто снится и больница».

В 70-е годы Бродский был вынужден покинуть родину. И боялся возвращаться, боялся не узнать любимый город.

Закажите звонок

Мы свяжемся в ближайшее время