Восемь фактов о набережных Петербурга. Попутчики - экскурсии по Санкт-Петербургу

Экскурсии:

Восемь фактов о набережных Петербурга

Восемь фактов о набережных Петербурга

1. Первые набережные и мосты были деревянными. Вдоль реки устанавливались сваи, русло фиксировалось и укреплялось бревнами, а сверху стелили доски и ограждали балюстрадами. Иногда дерево красили, имитировали камень. Таким образом обустроили сначала правый берег Невы, первая набережная пролегала от Петропавловской крепости до Большой Невки. Следующим стал участок между Адмиралтейством и Летним садом. Дерево для возведения набережных использовалось до пятидесятых годов XVIII века, часто соседствуя с камнем.  

2. Камнем в Петербурге впервые выложили небольшой портик у Летнего дворца. Датируется сооружение 20-ми годами XVIII века. Сегодня первую каменную набережную Петербурга можно увидеть, посетив Летний сад. Сохранились даже швартовые рымы (кольца), к которым привязывали причалившие суда.  

3. Набережная у Зимнего дворца отличается от соседних, она заметно шире. Дело в том, что когда дворец строился, в проект добавили роскошную набережную, которая была бы под стать величавому строению. Ее выложили из камня и сильно выдвинули в реку — на пару десятков метров. 

4. Самые старые сохранившиеся каменные участки петербургских набережных тоже находятся у Зимнего дворца. Определить это можно по старинным табличкам на спусках к воде, где указаны даты: 1764 год, 1767 год. Чтобы посмотреть на них, нужно пройти на площадки вдоль Дворцовой набережной. 

5. Оформление левого и правого берегов Невы существенно различаются. Это становится понятно, если обратить внимание на лестницы, ведущие к воде. Слева наблюдается закономерность в расположении ступеней, чувствуется ритм и архитектурный замысел. Лестницы оформлены полукругом и выводят прямо в воду плавно, почти незаметно, возведены гранитные балюстрады, стоят скамьи. Справа же плавности нет, к воде ведут широкие массивные спуски, которые одновременно служат причалами для конкретных сооружений. 

6. В прошлом в Петербурге на набережных обустраивали не только пешеходные, но и конные спуски к воде. Дело в том, что еще несколько веков назад зимой становилось так холодно, что Нева покрывалась толстым и очень прочным слоем льда. По нему спокойно ездили, прокладывались оживленные дороги. Именно по такой ледяной дороге Александр Сергеевич Пушкин добирался в санях до места проведения дуэли. 

7. Долгое время напротив Румянцевского сквера, что между 1-й и 2-й линиями Васильевского острова, действовал особый Большой Конный спуск. Его использовали в качестве пристани и долгосрочной стоянки судов, туда доставляли грузы, которые можно было вывозить на повозках. Именно потому имел низкую ограду — для большего удобства.

8. В Петербурге сегодня насчитывается более 50 набережных. Их общая протяженность в начале XX века составляла более 150 километров. Сегодня это значение стало еще больше. 

Закажите звонок

Мы свяжемся в ближайшее время